Размер шрифта
- +
Цвет сайта
Звуковой ассистент
 
Изображения
Обычная версия

Психологические рекомендации по реконструкции образовательного процесса в условиях реализации дистанционного образования в СПО

20 мая 2020 г.

На современном этапе развития общества для российского образования наступили нелегкие времена. Из-за коронавируса повсеместно введено дистанционное обучение.  Это привело к активизации проблем образовательного процесса. Среди них выделяются: стимулирующе-мотивационные, содержательные, контрольно-регулировочные, рефлексивные и т.д. (Т.И.Шамова). Повышение эффективности системных мер по организации и реализации совместной образовательной деятельности студентов и педагогов зависит от реконструкции педагогических, методических и психологических основ обучения (классификация М. А.Ерофеева).

Выделяя психологическую основу специально организованного и управляемого образовательного, педагогического взаимодействия, фокусируем внимание на трех векторах его развития: 1 - чувственное, рациональное познание в процессе обучения;  2 - динамику  физической, нервно-психической активности в ходе интеллектуальных затрат; 3-ассимиляция мотивационных образований в  волевые свойства личности как регуляторов само/образования. 

Пандемия побуждает педагогическое сообщество к реконструкции образовательного процесса. В первую очередь изменению подлежит сложный многоплановый процесс межличностного общения, обусловленный потребностями совместной деятельности в обучении на удалении. Он базируется на трех взаимозависимых и взаимосвязанных процессах: обмен информацией (коммуникация), реализация совместных действий (интеракция) и восприятие как взаимопонимание (перцепция).  

Опосредованная коммуникация как ведущий вид информационного обмена дистанционного обучения подвержен рискам коммуникативных барьеров (помех). Один из них - непонимание. В психологии понимание рассматривается как мыслительная операция усвоения новых знаний и непрерывное преобразование собственных представлений в картине мира. Часто проявление непонимания случается из-за неотработанных каналов передачи информации. Нивелирование этого препятствия достигается путем доставки сообщений разными способами современных средств коммуникации: мобильный телефон, электронная почта, WhatsApp,  факс, Zoom и другие образовательные платформы. Причем необходима опережающая договоренность в использовании альтернативных каналов во время учебного эфира. Реконструируется и сама информация. Она реорганизуется в модульную, автономную и мобильную. Расширяются возможности применения визуального ряда: видеофильмы, презентации, слайды, графики, таблицы, звуковые посылы. Повышаются возможности творческого, самостоятельного поиска информации в интернете.

Синхронизация интеракции в общении достигается путем само/побуждения инициативы субъекта образования. Катализатором этого процесса остается педагог. Овладев способами самоактивации (аффирамации, само/подбадривание, само/похвала, усиление аттракции и т.п.), он расширяет репертуар удаленных интерактивных стратегий в зоне обоюдного психологического комфорта.  Другими важными регуляторами успешного педагогического взаимодействия выступают координирование, корректирование, индивидуально-групповые консультации, руководство учебными заданиями и проектами через достижение диалога в совместном продвижении к успешному результату в обучении.  

Исследования показывают, что информационная нехватка усиливает негативные переживания и может провоцировать стратегию избегания в общении.  Оптимизация личностных ресурсов в преодолении трудностей образовательного характера нам видится в коррекции контрольно-регулировочных способов педагогического воздействия. В их основу заложены функции не только контроля за правильностью выполнения задания, но и поддержание работоспособности субъектов образования и восстановления субъектных возможностей за счет самоконтроля и самооценки.   

Активная творческая позиция в решении учебных задач, деятельность, основанная на поиске, самостоятельность и самодеятельность снимают напряжение относительно навязанного социального соответствия общепринятым скриптам и нормам. Открываются перспективы в самоорганизации и самореализации своего продуманного плана действия в паттерне внутренней мотивации.

 Психологическая характеристика построения образа другого человека в общении (одногруппника, педагога) является важным фактором в осознании себя и своего самопродвижения в обучении. Дистанционное обучение снижает возможности прямого взаимопознания и ограничивает поиск сходства и различий между собой участников образовательного процесса.  Находясь в удалении, студент дезориентирован в достижении положительных результатов с опорой на социальную признательность.  Реконструкция перцептивных возможностей в обучении может быть осуществлена за счет поддержания социальной фасилитации, представляющей собой эффект социальной поддержки и одобрения. Педагог организует групповое взаимодействие через проектную деятельность, в которую включаются студенты, ориентированные на демонстрацию своих результатов при коллективном их обсуждении.  Активизированный рефлексивный компонент образовательного процесса - самоанализ, самооценка с учётом оценки других и дефиниция дальнейшего уровня своей деятельности повышает образовательную осознанность студента и побуждает его расширять свои представления о ресурсах разного уровня и направленности.

Эффективность образования в условиях дистанционно-удаленного обучения определяется мобильностью процесса организовывания, упорядочения в получении знаний и его отзывчивостью на реконструкцию. Отличительной чертой переустройства образовательного процесса должна стать осознанная самостоятельная работа студента с высокой внутренней мотивацией. Их способностью не только выполнять запрос педагога, но и позиционировать автономию в своих действиях (интеллектуальных, практических, прикладных и т.п.), ориентированных на достижения положительных образовательных результатов.

                                                                   Автор статьи: Густелева Алла Николаевна

 

  • Национальные проекты
  • Сахалин онлайн
  • Год театра
  • Издательство
  • АМОУ
  • Стоп коррупция
  • Университетская библиотека онлайн
  • Министерство культуры и архивного дела